«За прокурором стоит закон, а за адвокатом – человек со своей судьбой, со своими чаяниями, и этот человек взбирается на адвоката, ищет у него защиты, и очень страшно поскользнуться с такой ношей.»
                                Фёдор Никифорович Плевако

 
Права покупателяВо многих магазинах установлены на входе в торговый зал камеры хранения, куда покупатели могут сдать свои пакеты и сумки. Когда-то охранники практически от каждого покупателя требовали оставлять вещи в ячейках. Сегодня такие ситуации встречаются реже, тем не менее, полезно знать, что камера хранения – дело добровольное (ст. 421 ГК РФ), а требования охранников оставить в ней вещи незаконны. Кроме того, отказать покупателю зайти в магазин и совершить покупку на том основании, что у него при себе сумка, пакет или рюкзак, нельзя в силу публичности договора розничной купли-продажи (ст. 426 ГК РФ).
Если же покупатель добровольно решил сдать вещи в камеру хранения, то он также должен знать, что хранитель (в данном случае администрация магазина) несет полную ответственность за эти вещи (ст. 901 ГК РФ), даже если на самой камере хранения висит объявление об обратном, как это обычно бывает.
В магазине, особенно в час-пик, можно легко задеть стеллаж и уронить стоящие на нем продукты в стеклянной таре. От случайностей никто не застрахован. Сотрудники магазина в таких случаях часто просят покупателя оплатить утраченный товар. Делать этого не нужно. В соответствии со статьей 401 ГК РФ, ответственность гражданина за испорченный или утраченный товар наступает только при наличие вины. Если же речь идет о случайной гибели вещи, то в соответствии со ст. 211 ГК РФ, все риски несет ее собственник. До тех пор, пока товар не оплачен на кассе, собственником является магазин, после оплаты и передачи вещи — покупатель (ст. 459 ГК РФ).
Поэтому, если сотрудники магазина просят оплатить утраченный товар, стоит сослаться на обстоятельства, подтверждающие, что в случившемся нет вины покупателя. Например, на узкие проходы, скользкие полы, плохо закрепленный стеллаж, неровно расставленные на полках товары и т.д. При возникновении спора покупатель может предложить магазину обратиться в суд. И, скорее всего, администрация магазина в суд обращаться за возмещением вреда в размере двухсот-трехсот рублей не будет. Никаких мер, кроме обращения в суд, к вам администрация магазина принять не может и не имеет на это права. Возможно что после отказа оплатить разбитый товар начнут звучать угрозы о вызове полиции. Так вот, полиция так же никаких мер к вам принимать не имеет права, если только в ваших действиях не содержится состава административного правонарушения, либо преступления. Иными словами, если вы, никого не оскорбляя и ни с кем не ссорясь, корректно отказались оплачивать разбитый товар, то решения данного конфликта не входит в компетенцию полиции. Без суда работники магазина требовать оплаты товара могут только, если покупатель согласен, что его вина в гибели вещи есть, и готов заплатить.
Часто, оплачивая товар на кассе, вы с удивлением узнаете, что его цена выше, чем это обозначено на ценнике. Продавцы находят этому различные объяснения, объяснения, как правило "старые ценники", "не поменяли" и т.п. В соответствии со ст.ст. ст. 10, 12 закона РФ «О Защите прав потребителей» магазин обязан предоставлять информацию о цене товара — ценник в данном случае является средством информирования. Вы имеете право подать жалобу в Роспотребнадзор с просьбой привлечь магазин к административной ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ.
Имеют ли право охранники магазина обыскивать покупателей? Нет! Такого права они не имеют. Закон "О частной детективной и охранной деятельности", которыми обязаны руководствоваться охранники, таких полномочий им не дает! Если противокражная рамка запищала или есть другие основания подозревать покупателя в воровстве, то охранники могут только предложить ему добровольно предъявить свои вещи на осмотр или вызвать сотрудников полиции.  Но не будет не лишним знать, что личный досмотр производится сотрудником полиции одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Вся процедура протоколируется (ст. 27.7 КоАП РФ).